Работа актера любителя над текстом

выбираем текст

Как актеру любителю работать над текстом?

В этой статье я расскажу, как подготовить текст к выступлению перед зрителем. Покажу последовательность шагов и что является самым важным в подготовке текста.

С чего начать

С выбора материала для выступления. Как выбрать подходящий текст для выступления можно узнать здесь. Главное, чтобы он вам нравился.

После того, как вы выбрали текст, начинаем его просто читать от начала до конца, отключив логику и анализ. Читаем, как с «чистого листа». Постарайтесь сразу воспринять, почувствовать и понять, что говориться в тексте. Доверьтесь своей интуиции. Первое впечатление самое верное.

Возможно возникнет много вопросов и не понятностей. Конечно, если вы вырвали кусок текста из каково — то произведения, то мало что понятно. Необходимо постичь общий смысл произведения, проследить сюжетную линию, ощутить эмоциональные тональности и динамику.

Необходимо прочитать весь рассказ или повесть. Осознайте общую картину происходящего. Нужно учесть целиком все обстоятельства, события, что описаны в тексте.

читаем много

Профессиональные актеры делают, как их учили: определяют, о чем говорится в конкретном отрывке. Задают вопрос себе: «Зачем вообще автор поднимает эту тему? Как сам автор к этому относится?» А потом сидят с карандашом и выделяют главные слова в каждом предложении, но об этом позже. Этому еще нужно научиться – находить ключевые слова.

Рекомендации на первом этапе

  1. Прочитайте выбранный отрывок (из пьесы или сценария, повести) несколько раз, полностью погружаясь в текст.
  2. Отметьте для себя, что вас зацепило эмоционально, где текст вызывает вопросы или трудности. Найдите и запишите свои ответы.
  3. Старайтесь воспринимать текст как зритель, а не как исполнитель.

Следующий этап – анализ текста

Автор заложил определенные смыслы, которые нужно раскрыть. Это как ребус. Процесс довольно увлекательный и ведет к глубокому пониманию мотивации персонажа, к глубокому пониманию каждого слова.

Ничего самому сочинять не нужно – автор все заложил в тексте.

Задайте следующие вопросы

Возьмите, обязательно, листок и ручку. Запишите все свои ответы и сразу появится представление как это читать.

  1. Зачем автор написал это? Что его побудило?
  2. Какие эмоции и чувства автор испытывает к тому, что написал?
  3. Какая идея движет автором, к чему ведет?
  4. К чему призывает автор?
  5. Какие мысли выражаются в выбранном вами тексте?
  6. Насколько вам самому это интересно?

образность книги

Если в вашем тексте фигурирует персонаж или вы учите роль, то нужно ответить еще на вопросы. Запишите все ответы.

  1. В каких предлагаемых автором обстоятельствах находится мой герой?
  2. Что влияет на его поведение и заставляет его поступать так, как он поступает в данный момент?
  3. Каковы цели и мотивы моего персонажа?
  4. Что за история с ним приключилась? Важно место и время действия.
  5. Как его прошлое влияет на его действия и решения?
  6. Что мой персонаж хочет сказать другим и что он скрывает?
  7. Какие эмоции скрыты за словами?
  8. Что движет вашим героем в каждом конкретном моменте? Какие желания и страхи направляют его действия?
  9. Какие жизненные цели у моего персонажа? Чего хочет, чего добивается, чего так страстно жаждет?
  10. Какие отношения связывают моего персонажа с другими героями? Как они развиваются в течение сюжета?
  11. В каком эмоциональном состоянии находится персонаж?
  12. Изменяется ли мой герой под давлением обстоятельств и как?
  13. Каким он был в начале и каким стал в конце?

мальчик и девочка

В каждом фильме вы можете наблюдать, как меняется герой. Ломают его обстоятельства или он становится сильнее.

Проживите историю персонажа внутри себя. По сопереживайте ему. Чем он вам близок? Ныряете еще глубже, проникаете в глубь и вытаскиваете эмоциональную правду.

Теперь про главные слова

В каждом предложении есть свое главное слово, что несет смысловую нагрузку. Ключевые слова помогают понять суть текста. Они передают основную идею. Могут быть глаголы, показывающие основное действие. Эти слова будут связаны с темой, которая лежит в основе текста.

  • Пример: возьмем простое предложение. Солнце выглянуло из-за туч.

Выделите интонационно сначала первое слово. Возникает тема солнца. Яркая картинка тепла и освещенности.

Облака яркие

 

  • Попробуйте выделить второе слово. Солнце выглянуло из-за туч.

Важно, что солнце действует и возникает совсем другой смысл. Неизвестность. Интрига, как поступит солнце дальше.

маки солнце тучи

 

  • Выделяем конец предложения. Солнце выглянуло из-за туч.

Поднимается тема тяжелых туч, что возможно непогода продолжится.

деревья вечер тучи

После того, как вы разобрались, о чем написал автор, можно приступать к озвучиванию текста. Теперь его надо верно подать. Это делается при помощи правильной интонации. Лучше всего пользоваться словесными действиями. Такими как, например, просить, удивлять, предупреждать и т.д. Более подробно описано здесь.

На главные слова нельзя ударять, они выделяются понижением или повышением тона. Слегка говорятся громче.

Рекомендации
  • Нельзя репетировать перед зеркалом — появляется самолюбование. У зрителя вызывает смех и отвращение.
  • Рассказывать на камеру так, как бы вы уже выступаете перед публикой.
  • Говорите четко, громко, подавая звук вперед. Нельзя говорить под себя и тихо.

Выразительное чтение вслух – передача чувств и мыслей автора.

Кинолента видений

Когда будете репетировать, то ярко представляйте картинки, как бы рассказываете интересный кинофильм. Старайтесь четко их передавать. Это называется кинолента видений. Профессиональные актеры всегда ее используют. Она помогает верному и интересному прочтению.

Девушка и парень  сюжет семья страдания людей

Выразительное чтение зависит от правильной расстановки акцентов. На что нужно слушателю обратить особое внимание. Про расстановку акцентов можно прочитать здесь.

Пишите себя на камеру и объективно оценивайте. Исправляйте, что покажется «не так» и снова запишите.

Затем находите любую возможность для выступления перед зрителем. Выступая перед зрителем, смотрите в глаза слушающим. Картинки передаются глаза в глаза.

Главная ошибка любого выступающего — это когда  он рассказывает потолку, стенам, окну и полу. Зачем тогда зритель? 

Девушка говорит

Здесь представлен разбор, пример анализа текста.

Отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Свидание Владимира Дубровского и Марии Кирилловны.

Автор в образе

Если вам помогла эта статья, то порекомендуйте ее своим друзьям или напишите комментарий.

Статьи в помощь

Разработка (анализ) текста на примере отрывка из романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Словесное действие.

Возможно ли развить актерский талант

Как расставлять акценты в художественном тексте?

Мои убеждения и мои мысли. Как они меня делают успешным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: