Разработка (анализ) текста на примере отрывка из романа А.С. Пушкина «Дубровский».
В этой статье приведен пример разбора текста для выступления на сцене. Проведен последовательный анализ текста. Отрывок из романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Встреча Марьи Кирилловны ночью с Владимиром Дубровским.
Он выдавал себя за учителя французского языка.
С чего мы начинаем?
Текст нужно разделить на абзацы
Принцип деления: меняется мысль, тема – меняется абзац и интонация.
В приведенной ниже таблице одна ячейка – это один эпизод. В левой колонке представлен сам текст и подчеркнуты главные слова. Если вы посчитаете, что главные слова другие, то меняйте. Поиграйте главными словами. Послушайте себя, насколько верно вы передаёте мысли и чувства автора и героев.
Еще нужно расставить акценты. Про расстановку акцентов в художественном произведении можно узнать здесь.
Справа дается расшифровка текста, что заложено автором. И рекомендации по прочтению. Каждый эпизод отсекается маленькой паузой. В этот момент нужно сделать вдох и продолжить. Дышать во время прочтения текста обязательно и на выдохе стараться расслабиться.
Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кирилловна шла в темноте по знакомым дорожкам, и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым | Предложение сложное, поэтому здесь три главных слова – они подчеркнуты. Что же происходит на наших глазах? Темной ночью, в полночь, где ничего не видно, девушка 17 лет, одна, бежит по парку на свидание с учителем мужчиной. Интонационно нужно передать страх молодой девушки, ей очень страшно. Но для нее это целое приключение. Она решает не показывать своих чувств. |
Но Дефорж стоял уже перед нею.
|
Представьте, как девушка вскрикнула, когда из темноты неожиданно появляется учитель. Дубровский пришел намного раньше и как разбойник просто прятался в кустах, дабы не быть замеченным.
Здесь автор делает акцент.
|
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы на то не согласились.
|
Дубровский спокоен, благороден и искренен. В то же время он, как мужчина очаровывает барышню. Представьте, как он немного рисуется перед ней.
Важно: слова автора нельзя выделять интонацией. Грубейшая ошибка. Они звучат в той же интонации. Что и прямая речь.
|
Марья Кирилловна отвечала заготовленною фразой: — Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности. | Автор раскрывает, что Марья Кирилловна, оказывается готовилась к свиданию. Репетировала. Она немного забавна в своем проведении. Держит лицо и старается говорить официально. При этом строит ему глазки. Хочет быть очаровательной. |
Он молчал и, казалося, собирался с духом. — Обстоятельства требуют… я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите… Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться…
|
В этом предложении нужно обратить внимание на знаки препинания. Где три точки – это паузы и их нужно делать. Здесь Владимир Дубровский сдерживает волнение. Ему трудно говорить. Словесное действие – он предупреждает о неприятном далее разговоре. Он готовится признаться, что он не тот, за кого себя выдает. |
Мария Кирилловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
|
Барышня же наоборот предвкушает признание в любви и находится в ожидании счастья. |
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
|
Дубровский говорит тихо и медленно сначала, даже мямлит, но «я Дубровский» говорит резко и твердо. Перед этим выдержав паузу.
Автор снова делает акцент на резкой смене обстоятельств. Предполагается одно, а совершается совсем другое. |
Марья Кириловна вскрикнула.
|
Девушка от неожиданности вскрикнула. Теперь она напугана. Перед ней чудовище, бандит, главарь лесных разбойников. С которым она встретилась лицом к лицу ночью, в полночь. |
— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах.
Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Все кончено. — Я ему простил. |
Дубровский спешит успокоить девушку. Он молит ее не кричать и не бояться. Говорит тихо и быстро. В признании есть обвинение ее отца в том, кем он стал.
Далее объясняется ей. И новая интрига – почему простил? Слово «простил» нужно произнести на низах (в нижнем регистре голоса). Следующий акцент автора. Снова короткое, лаконичное предложение, которое меняет все.
|
Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. | Звучит призыв понять его. |
Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пересечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. | В его тоне угроза. Он ее пугает, пришел мстить, но после « — «
начинается объяснение в любви. |
Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. | Далее самое настоящие признание в любви. В интонации восторг, восхищение и мольба полюбить его.
Владимир всю ее обнимает взглядом, любуется ею. Ему хочется дотронуться до нее. Этот эпизод говорится быстро, как бы человек выговаривается. Его нельзя дробить. |
Наконец случай представился.
Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни…. . |
Просиял глазами и хвалит бога.
Констатация факта. Очередной акцент — короткое предложение. Атаман лесных разбойников, что грабят и убивают на больших дорогах, находится в непосредственной близости с молодой барышней. Благодарит ее и прощается с ней. |
Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться.
Я расстаюсь с вами сегодня… сей же час.. |
Читается как приговор самому себе.
Здесь Владимир Дубровский смотрит ей в глаза и ждет от нее реакции. |
Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали.
Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда… |
В интонации звучит призыв выслушать его, понять и простить.
Дубровский требует и призывает, в голосе есть пафос. |
Тут раздался легкой свист — и Дубровский умолк. | Его монолог прерван. Его торопят. Нужно уходить. Здесь нужно взять хорошую паузу, как бы наш герой собирается с мыслями и принимает решение. Напряженная ситуация и акцент. |
Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. | Порыв, чтобы продолжить. |
Свист повторился.
— Простите, — сказал Дубровский, — меня зовут, минута может погубить меня. — Он отошел, Марья Кирилловна стояла неподвижно |
Констатация факта. Напряжение нарастает.
Дубровский приходит в себя, он холоден, соблюдает этикет. И резко уходит. Девушка застыла от всего, что на нее обрушилось. Состояние шока. Предполагается пауза и что она медленно придет в себя и тихонько пойдет домой. Но ….. |
— Дубровский воротился и снова взял ее руку.
— Если когда-нибудь, — сказал он ей нежным и трогательным голосом,- если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего — для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?
|
Смена эпизода происходит внутри предложения. Автор показывает пик напряжения. Акцент.
Но ….. ничего не закончилось для Марьи Кирилловны. Дубровский возвращается и требует, приказывает, чтобы она о нем помнила. По сути берет с нее клятву верности. Т.е. он не бескорыстен. «Конвульсии» забрать свое счастье. |
Мария Кирилловна плакала молча. | У вас когда-нибудь лились слезы внутри вас? Автор пишет о боли, что испытывает девушка в данный момент. Мария Кирилловна наконец приходит в себя и понимает, что с ней приключилось. Ее иллюзии рухнули. Она плачет не от страха, а от потери счастья ее жизни. Взаимная любовь с человеком ее круга – это большая редкость. А кто виноват? Жадность и самодурство ее отца.
Мысль А.С. Пушкина, что за грехи отцов расплачиваются их дети. Акцент |
Свист раздался в третий раз.
— Вы меня губите! — закричал Дубровский. — Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа — обещаетесь ли вы или нет? — Обещаюсь, — прошептала бедная красавица.
|
Владимир Дубровский на пике эмоционального срыва. Уходить нужно немедленно. Он кричит на девушку, требуя ответа. Ругает ее за не расторопность. Здесь кульминация этого отрывка.
Угрожает ей, если не даст обещание. Берет с нее слово. Нисколько не жалея ее и не заботясь о ней. Дубровский не оставляет ей выбора. Под давлением Мария Кирилловна дает обещание. Акцент. Больше всего сострадания вызывает, конечно, девушка, еще и потому, что она никогда ранее не соприкасалась с реальной жизнью. Это ее первый урок. Она повзрослела и поняла, что ответственность за свою жизнь она несет сама. Отсюда и ее слова «Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним». Так она ответила, когда, Дубровский, наконец, решает ее похитить. |
У каждого эпизода есть свой темпоритм. И он постоянно меняется, то медленно, то быстро. Потому что сцена идет на пике чувств и переживаний. Этот отрывок нельзя читать ровно. Сами эпизоды отличаются по размеру. Есть свой ритмический рисунок.
Когда будете репетировать, то ярко представляйте картинки, как бы рассказываете интересный кинофильм. Старайтесь четко их передавать. Это называется кинолента видений. Профессиональные актеры всегда ее используют. Она помогает верному и интересному прочтению.
Грамотное прочтение — это когда на всех запятых интонация идет вверх, на всех точках вниз.
Если нет перечислений, то каждая запятая предполагает люфт (маленькую) паузу. И возможна большая пауза на ……. (многоточие), — (тире) и если нужно сделать акцент.
Акценты так же необходимо проставить в читаемом тексте.
Ярко выразить рассказываемый текст помогут словесные действия.
Пишите себя на камеру и объективно оценивайте. Исправляйте, что покажется «не так» и снова пишите.
Затем находите любую возможность для выступления перед зрителем.
Оставьте свой комментарий ниже! Ваше мнение ценно для нас, и мы хотим узнать, что вы думаете.
Статьи в помощь.
Возможно ли развить актерский талант.