В этой статье будет рассказано, как грамотно провести первое, пробное, групповое занятие по актерскому мастерству для детей 7-9 лет. Группа от 6-14 человек.
Руководство для преподавателей.
Самое первое занятие еще называют пробным, обычно проводится бесплатно.
И оно самое важное, как первое впечатление о новом человеке. Родители обязательно присутствуют. Они сидят как зрители.
Цель такого занятия, чтобы большинство пришедших детей осталось заниматься. Не важно — коммерческие это курсы или от гос. учреждения. И там, и там нужна высокая посещаемость.
Помним, что театр – это искусство коллективное. Любой курс по актёрскому мастерству всегда заканчивается постановкой спектакля. Даже если представление длится всего 15 мин.
Запускать в класс лучше всего непосредственно перед самым началом занятия. Дети не будут просто сидеть и ждать, а через 5 секунд начнут искать себе «чем бы заняться».
Участников рассаживают в «творческий полукруг», желательно чтобы сидели рядышком. Стульев ровно столько, сколько пришло человек, иначе начнется игра в пересаживания.
Родителей расположить как бы в продолжение «творческого полукруга». Они видят детей и преподавателя, и дети видят своих родителей. Им не так страшно в новом месте и помогает в поддержании дисциплины.
Занятие 1 пробное
Все занятие проходит в игровой форме. Желательно меньше объяснять и сразу делать. Так быстрее понимается.
Само занятие разворачивается постепенно от спокойных игр на концентрацию внимания до подвижных. В возрасте от 7-9 лет внимание держится первые 10 мин., потом, внимание и интерес можно держать сменой игр. Желательно в порядке возрастания подвижности.
Приветствие педагога.
Педагог здоровается, говорит, как его зовут, рассказывает о своем образовании и опыте работы и зачем все вместе собрались. Коротко и по делу. В двух словах презентует, чем он будет заниматься с детьми. Эта информация нужна родителям, чтобы доверять преподавателю своих чад.
Если набор группы идет в школе, то педагог выступает на родительском собрании и записывает, кто к нему придет.
Знакомство с детьми
Игра «Снежный ком имен».
Полезное упражнение для развития памяти и настройки внимания.
Первый участник называет свое имя. Второй участник сначала называет первого, затем свое имя. Третий снова начинает с первого, потом называет второго, а потом себя. Каждый ребенок прежде чем назвать свое имя, называет по имени всех предыдущих. Всегда сначала.
Можно начать с имени отчества самого педагога, и оно сразу будет запомнено детьми, потому что будет повторяться с самого начала каждым ребенком. В конце педагог повторяет всех детей по именам.
Рекомендация
Если детей много, упражнение может затянуться, поэтому имена, где-то с 7 ребенка, лучше уже называть хором, всем вместе.
Упражнение-игра «Отстучи свое имя»
Педагог называет первое имя ребенка и одновременно отстукивает его, задавая ритм. Затем предлагает всем вместе отстучать это имя и также говорить, и хлопать. Ударные гласные обычно отстукиваются длинным хлопком, остальные короткими.
Пример
Первый ребенок называет свое имя и отхлопывает его в ладоши («Мар-га-ри́-та!» или «Ма́-ша»). Остальные дети хором повторяют и тоже отхлопывают это имя. Дальше свое имя называет и хлопает следующий ребенок, за ним хором повторяют и хлопают в ладоши остальные, и так далее по очереди. По цепочке, в полукруге, отстукивается каждое имя. Учитель помогает каждому участнику отстучать в правильном ритме свое имя. Далее себя называет и хлопает педагог.
Упражнение полезно для активации энергии и бодрости через ладони. Развивает чувство ритма и держит внимание.
Упражнение — игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
Дети сидят в полукруге и по команде «Поменяйтесь местами те, кто…» они вскакивают со своих стульев и меняются местами друг с другом.
Пример
- Поменяйтесь местами те, кто родился в сентябре (октябре, летом, зимой и т.п.).
- Поменяйтесь местами те, у кого есть кошка (собака, хомячок, попугай и т.п.).
- Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (умывался, расчесывался, хулиганил и т.п.).
- Поменяйтесь местами те, кто любит рисовать (купаться в море, танцевать и т.д.).
- Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое… и т.п..
Эта игра способствует развитию актерского навыка «рабочее состояние актера». Актер мгновенно переключается и выполняет сразу любое указание режиссера. Он всегда находится в состоянии активности.
Упражнение беседа Волшебный мир театра
Педагог расспрашивает детей, были ли они в театре и что смотрели? И как давно?
— А вы ходите в театр? (ответы детей)
— А когда были? (ответы детей)
— А что смотрели? (ответы детей)
Волшебным голосом рассказать про посещение театра. Как мама купила билет на прекрасную сказку спектакль и они, нарядившись, вместе отправились в театр. Их встречают приветливые билетёры, гардеробщицы. Обязательно нужно снять верхнюю одежду и переобуться.
Далее проходят в фойе, где висят портреты актеров, выставлены макеты декораций, галерея костюмов и ожидают звонка. Прозвучит три звонка. В это время нужно зайти в зал и занять свое место, согласно купленным билетам.
Зрители, затаив дыхание, смотрят на сцену, когда наконец выключат свет в зале и занавес откроется. И вот этот момент наступает. Занавес раздвигается и на сцене стоят удивительные декорации, звучит музыка, зажигается волшебный свет рампы и выходят актеры, одетые в разные костюмы.
Зритель погружается в магию театра. Конечно, понятно, что это все не настоящее. Но зритель верит актерам и следит за развитием сказочной истории. Переживает за героев. Зритель получает не сказанное эстетическое удовольствие от того, что видит на сцене.
— А кто поставил спектакль? (режиссер). Дети отвечают.
Это упражнение, как мотивация посетить театр и вызвать желание посмотреть спектакль.
Игра театральные слова
(понадобится мяч).
В этой игре хорошо принимают участие и родители. Дается задание называть все слова, которые связаны с театром. Педагог каждому кидает мячик, ребенок ловит и кидает обратно педагогу, называя одно театральное слово.
В этом упражнении каждый на несколько секунд оказывается в центре внимания. Даже взрослые теряются. Ребенок может заплакать, потому что не справился. Педагог подсказывает.
Список театральных слов
Авансцена, Акт (Действие, Актёр, Амплуа, Амфитеатр, Антракт, Аплодисменты, Афиша, Бельэтаж, Бенефис, Бенуар, Бутафория, Водевиль, Грим, Декорация, Диалог, Драма, Жест, Занавес, Задник, Звонок, Комедия, Кулисы, Ложа, Мелодрама, Мизансцена, Мимика, Монолог, Падуга, Подмостки, Пантомима, Парик, Партер, Пьеса, Рампа, Режиссёр, Реквизит, Репертуар, Репетиция, Реплика, Роль, Сцена, Софиты, Трагедия, Труппа, Фарс, Фойе, Ярус.
Карта театральной страны.
Показать карту театральной страны и рассказать очень «вкусно», эмоционально и красочно со словесным действием «удивлять», чем конкретно будут заниматься ученики на занятиях.
Путешествие по этой стране принесет удивительные и невероятные приключения и задания. Все дороги по карте ведут к постановке спектакля перед зрителем на сцене.
Правила поведения в театральном коллективе
Чтобы войти в эту страну и там находиться, нужно соблюдать правила и законы театральной страны.
Перечислить их
- Быть вежливыми.
- Помогать друг другу
- Играть вместе и дружно
- Поднимать руку, если хочешь что-то сказать или спросить
- Внимательно слушать преподавателя и выполнять все задания
- Нельзя толкаться, дергать друг дружку, кидаться предметами.
- Соблюдать дисциплину. (нельзя безобразничать)
- Нельзя без разрешения входить и выходить из класса.
- Делиться друг с дружкой
Попросить детей повторить эти правила. Можно в разнобой или кто-то один перечислит все.
— Теперь можно отправляться в театральную страну.
Долина игр
Предложить начать с «Долины игр».
Упражнение игра «ОдноХлоп»
Это упражнение на развитие взаимодействия.
По команде «Рассыпались», как будто бусы рассыпались в комнате, равномерно занять площадку и одновременно хлопнуть в ладоши.
Педагог дает команду, дети срываются с места и выполняют упражнение. Если нет одновременного хлопка, то упражнение повторяется. Чтобы участники быстро садились на свои места для повтора, учитель говорит магическую фразу «А теперь посмотрим, кто быстрее займет свое место».
Повторять упражнение не более 3-х раз. Если не получается, то сказать, что они обязательно научаться, только нужно посещать занятия. У них все получится.
Это касается всех заданий, что даются на уроке. Обязательно хвалить после каждого упражнения.
Игра «Здравствуй друг» или «Карусель».
Это вожатская игра. Подходит для первого знакомства. Хорошо, когда много человек, от 14.
Детей просят организовать 2 круга. Один внутри другого. Внутренний и внешний круг стоят лицом к друг другу, образуя пары. Если детей не четное количество, то участники работают в тройке. Внутренний круг стоит на месте, внешний двигается вокруг внутреннего круга по команде «Карусель» на одного человека, каждый раз меняя партнера.
Нужно говорить хором друг дружке следующие слова, сопровождая их жестами (повторяют за педагогом):
— Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)
— Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнера)
— Где ты был? (пожимают плечами и разводят руки в стороны)
— Я скучал! (складывают руки на груди)
— Ты меня обними, свое имя назови (разводят руки в стороны и обнимаются)
Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в одну сторону, тем самым, производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.
Упражнение «Перегруппировки»
Тренирует быстрое переключение внимания и интерес к другому человеку.
Участники встают в линию по росту и запоминают своих соседей. После педагог просит встать по цвету волос, по размеру обуви, по цвету глаз и всякий раз нужно запомнить новых соседей. Обязательно ограничение по времени – «считаю до пяти». Далее даются команды «по росту», «по цвету волос», «по размеру обуви», «по цвету глаз». Веселая игра в перестановки.
Крайняя команда звучит «по росту», чтобы начать следующее упражнение игру.
Игра «Сержант».
Упражнение на развитие воображения, убедительности показа и навык быть в центре внимания.
Воспитанники уже стоят по росту. Первый в строю – он сержант. Проводит учения со своим отделением. Нужно пройти по пересеченной местности.
Выяснить, знают ли дети про пересеченную местность? Если нет, то педагог объясняет, что это овраги, перелески, холмы, речушки, лес, болото и т.д..
Ведущий, как бы преодолевает препятствия на своем пути – показывает, как идет по камушкам через реку. Или пробирается по узкой тропинке вдоль стены. Переходит болото по кочкам со слегой. Продирается через густой кустарник в лесу.
Вся команда за ведущим идет как «Тень», все повторяя точь в точь. Ведущий, показав одно препятствие меняется по сигналу педагога (можно хлопнуть в ладоши). Первый становится последним. Таким образом все побывают ведущими и выполнят задание.
— Продолжаем путешествовать по карте театральной страны.
Домик Дикции
Отправляемся в домик «Дикции». Следующие упражнения относятся к предмету «Сценическая речь».
Артикуляционная гимнастика
Внешняя артикуляция.
Хоботок
Дети сидят на стульях в полукруге. Артикуляционную гимнастику можно выполнять и сидя. Спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
— Представьте, что мы пришли с вами в зоопарк и там будем знакомиться с разными животными.
— Вот мы увидели маленького слоненка, он тянется хоботком к бананчику.
Педагог показывает упражнение «хоботок». Вытягивает губы вперед длинной трубочкой.
— Прискакала лягушка и улыбнулась слоненку.
Улыбка
Педагог показывает упражнение «улыбка». Растягивает уголки рта к ушам, удерживает губы в улыбке. Зубы не видны.
Повторить в игровой форме вытягивание губ в хоботок и растягивание губ в улыбку.
Вращение хоботком
Далее хоботок двигается вверх и вниз, тянется к носу, затем к подбородку. Двигать хоботком вправо и влево. Тянуть то к одному уху, то к другому. Так несколько раз.
Затем хоботок делает круговые движения, то в одну сторону, то в другую.
После этого упражнения, нужно снять напряжение с губ на «тпру-тпру» без звука. Расслабить губы в две лепешки и на выдохе сделать легкую вибрацию.
Заборчик
Прибежала обезьянка и тоже улыбнулась. Педагог показывает упражнение «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Затем губы расслабить. Так же повторить несколько раз.
Во дворце Сценической речи
— Посетим дворец сценической речи.
Упражнения на три вида выдыхания
1-й вид обслуживает спокойную, плавную звучащую речь. Звучать на долгом выдохе. Педагог показывает, участники за ним все повторяют. Можно прибавить жесты.
Свистит ветер — ССССССС…
Шумят деревья — ШШШШШ…
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит — ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь. Выдох средний по продолжительности.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе. Воздух выдыхается отрывисто и сильно.
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Предложить детям самим придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Поговорим скороговорки.
«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» (любая на усмотрение педагога). Сначала педагог сам озвучивает скороговорку. Затем предлагает всем вместе повторить. Спрашивает желающих повторить самостоятельно. Похвалить. На самом первом этапе говорения скороговорок требовать говорить медленно, но четко и без запинок.
Надуваем шарики
— Давайте надуем шарики. Для этого нам понадобиться насос. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, в руки взять воображаемый насос. И имитировать движения, как бы насос был на самом деле в руках. Слегка наклониться и делать движения руками вниз, одновременно издавать на выдохе резко звук «с». Руки пружинят. Выдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, сделать короткий вдох и снова наклон. Наклоны делаются ритмично и легко. Насос заработал.
Теперь нужно надуть шарики, но сначала представьте, какого цвета будет ваш шарик. Пусть каждый расскажет какого цвета его шарик (дети рассказывают).
— Делаем короткие и сильные вдохи через нос и руками имитируем, что шарик надувается. Положение тела – руки по сторонам круглые и полная грудь воздуха.
— Подул ветерок и полетели шарики.
Дети передвигаются по комнате, как им подсказывает фантазия.
— Ой, шарики задели ветки дерева и лопнули.
Лопаются шарики по-разному на звук «с-с-с». Можно сдуться постепенно – тело постепенно опадает, съеживается и падает.
— Как может лопнуть шарик? Медленно сдуваясь, быстро и громко, а ещё как? (участники выполняют).
Замок сценического этюда
— А сейчас мы заглянем в замок Сценического этюда и сыграем там маленькую сценку.
Этюд Моя роль
Педагог зачитывает по строчкам стихотворение и предлагает сразу его показывать. Как показать, что мальчик маленький или озорной? Как показать старика?
Когда стихотворение полностью показано, то предложить еще раз его сыграть. Только педагог уже его читает, как обычно. А ученики проделывают все только что придуманные жесты и движения.
Хоть я маленький пока,
Роль мне дали старика,
А ведь я совсем иной —
Беззаботный, озорной,
Прыгать, бегать я привык,
Ну какой же я старик?
Чтобы лучше роль сыграть,
Стал за дедом наблюдать:
Ходит дедушка, кряхтит,
Опирается на палку,
У него усталый вид.
Мне дедулю очень жалко!
Стал и я ходить, сгибаться
И на палку опираться,
Стал ворчать я на домашних,
Будто в доме самый старший,
Стал я охать: «Ой, ой, ой,
Чувствую в коленке боль».
Все спросили: «Что с тобой?» —
Я войти пытаюсь в роль!
Аплодисменты всем участникам.
Дом пластики
Отгадай животное
(понадобятся карточки с изображением различных животных).
— Идем в дом пластики. Здесь будем превращаться в различных животных. Наше животное идет по своим делам по тропинке.
Показать траекторию движения. Объяснить детям, что животных показывать нужно на двух ногах и не вставать на четвереньки. Актеры используют пластику своего тела. Нужно себя так изогнуть, что бы был похож на заданное животное.
Педагог подзывает к себе одного участника, показывает карточку и говорит ему на ушко: «Как бы ты ходил, если бы был …… (собачкой). Идет показ, все смотрят и угадывают. Потом аплодисменты. Упражнение проходят все дети по очереди. Любой показ нахваливать.
Когда все покажут свое животное, то попросить теперь всем выйти и еще раз показать свое творение. Погулять по полянке. Бурные аплодисменты.
Долина игр
Снова предложить детям побывать в долине игр и поиграть в «горячую картошку».
Подвижная игра «Горячая картошка»
(музыкальное сопровождение, желательно несколько разнообразных музыкальных треков и мяч)
Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу по кругу. Музыка внезапно останавливается и у кого оказался мячик, тот выходит в центр и танцует под музыку. Остальные участники за ним повторяют движения. Очень хорошо, если все себя проявят, побывав в кругу.
Финал занятия
Развитие эмпатии
Заканчивать занятие хорошо каким-нибудь ритуалом. Усадить всех снова в полукруг. Опросить каждого во что понравилось играть? Пусть дети поделятся впечатлениями.
Далее попросить сказать друг другу что-то хорошее. Каждый говорит соседу справа хорошие слова, а крайний ребенок первому.
Здесь так же нужно подсказывать.
— Мне интересно было с тобой играть.
— У тебя замечательные резиночки в косичках.
Ритуалом еще может быть, когда все собираются в кружок и по очереди в центре складывают руки друг на дружку в одно пожатие. Радостно все кричат «Мы лучшие» и вскидывают руку вверх.
Объявить, что занятие закончилось и всех ждут в следующий ряд.
Все упражнения в течение всего обучения повторяются, пока четко не начнут получаться.
По опыту работы
В коммерческие группы детей приводят с различными проблемами
- Стеснительность
- Гиперактивность
- Расторможенность
- Нехватка любви
- С разной степенью аутизма
- дети, что удовлетворяют амбиции родителей.
Некоторым нужен психотерапевт. Родители считают, что актерское мастерство все исправит. Есть смысл и кому-то отказать, чтобы не страдала вся группа.
Все это нужно видеть и учитывать при наборе и при работе.
В течение всего обучения напоминать детям, что их ждет большая радость. Как они наденут костюмы и пойдут на сцену, где будут стоять декорации, и они будут выступать перед зрителями. А потом им подарят подарки. Главной мотивацией может сработать либо выступление, либо подарки.
Если статья была полезна и помогла вам, то поделитесь этим в комментариях.