Эта статья расскажет, как грамотно провести первое пробное занятие по актерскому мастерству с детьми 5-6 лет. Группа от 6 до 14 человек.
Пробное занятие часто проводится бесплатно и является важным, как первое впечатление. Родители присутствуют как зрители, сидя поодаль. Основная цель — заинтересовать детей и побудить их продолжить занятия, будь то коммерческие курсы или занятия в госучреждении.
Для занятий по актерскому мастерству важна коллективность, ведь процесс обучения обычно завершается постановкой спектакля, даже если он длится всего 15 минут.
Чтобы дети не заскучали до начала урока, лучше запускать их в класс непосредственно перед самим занятием за 3 минуту.
Рассадка и подготовка к занятию
Участники располагаются в «творческом полукруге», рядом друг с другом, на стульях ровно по числу участников, чтобы избежать суеты. Родителей посадить в продолжение полукруга, чтобы они могли видеть детей, а дети — своих родителей, что поддерживает спокойствие и дисциплину.
Структура занятия
Занятие проходит в форме игр. Педагогу стоит меньше объяснять и сразу предлагать действовать, чтобы быстрее привлечь внимание детей. Игры и упражнения чередуются от спокойных к более подвижным, так как внимание детей этого возраста стабильно лишь первые 3 минуты.
Приветствие педагога
Коротко представиться и рассказать о своем опыте и плане занятий, чтобы вызвать доверие у родителей.
Знакомство с детьми
Педагог здоровается с детьми, говорит, как его зовут и просит повторить свое имя.
Приветствие «Ладошки»
Попросить детей приготовить ладошки, показать их, и хлопнуть ладошки соседа справа. Все выполняют по очереди. При этом громко сказать «Привет». Педагог показывает первым, дети за ним повторяют.
Рассказ о театре и занятиях
Педагог в свободной форме общается с детьми. Расспрашивает, были ли они в театре? Что смотрели? Что такое театр? И кто такие актеры? И что на занятиях они тоже станут маленькими актерами и будут играть спектакль.
Встреча с Петрушкой
Педагог надевает на руку куклу для кукольного театра Петрушку (кукла может быть любая и обыкновенная) и разговаривает с детьми при помощи этой куклы, меняя голос.
Петрушка весело здоровается, рассказывает кто он, как его зовут и что прибыл он из волшебной театральной страны.
Он показывает карту этой страны, что там есть интересного. Но чтобы туда отправиться, нужно соблюдать законы этой страны.
Законы волшебной страны
Закон вежливости
Нельзя ругаться, обзываться, ябедничать, драться и обижать друг с друга. Дети сами могут рассказать, что нельзя делать. Нужно просто об этом их спросить.
Закон Палочки-выручалочки
— А что можно делать?
Можно помогать друг другу, участвовать во всех заданиях, подменять друзей в играх и сценках.
Закон тишины
Не мешать артистам показывать свои работы и участвовать в играх. Педагог показывает жест «тс-с», прикладывая палец к губам и просит детей за ним повторить.
Полет в волшебную страну
— А отправимся мы в волшебную страну на «облачках».
Интерактив
Сказать, что облачками будут маленькие подушечки.
Педагог раскладывает маленькие подушки (облачка) по кругу, усаживается на них вместе с детьми, все берутся за руки, закрывают глаза и под соответствующую музыку как бы взлетают. Руки медленно поднимаются вверх и все произносят волшебные слова: «Облачка, вы нас поднимите и в волшебную страну отнесите».
Потом ручки отпускаются и опускаются, и педагог затевает игру «ПОЛЕТ НАД ГОРОДОМ».
— Посмотрите вниз, вон наш дом, а там парк, вон там мальчик катается на самокате. Посмотрите, пролетаем над лесом. Там лисичка пробежала.
Дети вовлекаются в игру и сами предлагают, что видят внизу под облаками.
Завершаем полет также, беремся за руки, закрываем глаза, руки опускаем вниз и имитируем, что как будто упали. Наклоняемся вниз и падаем на руки. Получается довольно весело.
Путешествуем по карте театральной страны
Сначала заглянем в
Домик веселого язычка
Артикуляционное упражнение «Зарядка для язычка».
Рот слегка приоткрыть. Язычок проснулся, выглянул в окошко (высунуть язык и кончик языка потянуть вперед). Посмотрел направо, посмотрел налево, посмотрел вверх, вниз (движение языка).
Умылся (облизываем губки), причесался (почешем язычок зубами), пошел гулять (болтаем языком вперед и назад по верхней губе и захватывается нижняя губа).
Видит язычок – забор стоит (сомкнуть зубки в улыбке, зубы видны), постучался (об зубки кончиком языка), не открываются, тогда он постучался в одну стеночку (надуть щеки, постучать кулачком по одной щеке, затем по другой щеке), в другую, в обе (хлопнуть кулачками по щечкам), заборчик и открылся (открыть широко рот).
Побежал язычок по дорожке (болтаем кончиком языка по верхней и нижней губе), вдруг навстречу ему собака бежит (дышим с высунутым языком как собачки). Зарычала собака сначала тихонько, потом погромче (рычим).
Испугался язычок, спрятался (закрываем ротик), а собака посмотрела по сторонам (повернуть голову вправо, затем влево) и убежала. Только язычок захотел выйти из своего укрытия, а навстречу лошадки бегут (цокаем языками).
Испугался язычок, лошадки быстро бегут, вдруг копытами заденут. Дождался, пока они убегут.
А тут мимо змея ползет (показать рукой – пальцы сомкнуты все вместе и рука делает извилистые движения) и шипит (шипим). Не решился язычок выйти, стал ждать пока змея уползет. А тут вторая змея ползет (другой рукой также показываем змею).
Змейки решили поиграть (две руки вместе извиваются). Потом змейки вдруг поссорились (одна кусает другую, обе руки-головы повернуты друг от друга). Педагог играет маленькую сценку со змейками. (Кто кого? Владимира Орлова)
Кто кого?
— Кто кого обидел первый? (спрашивает педагог змеек)
— Он меня! (поворачивает голову змеи к другой змее)
— Нет, он меня! (другая змея отвечает и тоже поворачивает голову и обе отворачиваются)
— Кто кого ударил первый? (обращается педагог к змейкам)
— Он меня! (та же игра руками)
— Нет, он меня! (снова головы отворачиваются)
— Вы же раньше так дружили! (пытается их помирить)
-Я дружил (голову-сомкнутую ладонь опустил).
— И я дружил (голову-сомкнутую ладонь опустил).
— Что же вы не поделили? (спрашивает с них обоих)
— Я забыл.
— И я забыл.
Змейки помирились и уползли. И только после этого язычок домой отправился (болтаем из стороны в сторону). Подбежал к заборчику, а он закрыт. Стучится язычок в одну стеночку, в другую, в обе (стучим кулачками по щечкам), а дверь не открывается. Позвонил язычок в звоночек (нажимаем на носик), дверь открылась (челюсть падает вниз, широко открывается рот). Спрятался язычок за дверь и стал отдыхать (положить язык на нижнюю губу).
Речевое упражнение «Ипподром».
Узнать у участников, были ли они когда-нибудь на ипподроме. Показать и рассказать что это такое. Там живут и бегают лошадки.
Лошадки стоят на старте. — дети сидят на стульях, руки лежат на коленях.
Лошадки скачут. — дети хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком.
Лошадки перепрыгивают через барьер. — «Ап!» — один хлопок по коленям обеими руками.
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер. — «Ап! Ап!» — два хлопка по коленям обеими руками
Лошадки скачут по песочку. — потирают ладони или руки двигаются вперед, назад по очереди, произнося «Шур! Шур! Шур!»
Лошадки скачут по камушкам. — «Цок – цок – цок!» — кулачками стучат по груди
Лошадки скачут по луже. — «Чвак! Чвак1 Чвак1» — хлопки ладонями по коленям
Лошадки скачут мимо трибуны девочек. — «А – а – а!» — кричат девочки и стучат кулачками по груди.
Лошадки скачут мимо трибуны мальчиков. — «А – а – а!» — кричат мальчики, понизив голос и стучат кулачками по груди.
Лошадки приближаются к финишу. — дети хлопают ладонями по коленкам и щелкают языком с убыстрением темпа
Лошадки прибыли к финишу. — «Ух!» — выдохнуть воздух
Поздравляю вас! Вы все вместе прибыли к финишу! — все хлопают в ладоши
Пещера голоса
Упражнение на три вида выдыхания.
— Вы когда-нибудь были в пещере? Сходим в пещеру голоса.
Здесь живет наше дыхание. Педагог показывает, дети за ним все повторяют. Можно задействовать руки и иллюстрировать руками звуки.
Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь
Свистит ветер – СССССССССС…
Шумят деревья – ШШШШШШШШШШ…
Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
Посмотреть видео можно здесь.
Второй вид обслуживает плавную, но сдержанную речь, волевую.
Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!
Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
Третий вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится – Ф!Ф!Ф!Ф!
Пилит пила – С!С!С!С!
Заводится мотор – Р!Р!Р!Р!
Дети сами могут придумывать подобные упражнения и соединять все три вида выдыхания в одном упражнении.
Речка-чистоговорка.
Разучивание скороговорки.
— На речке чистоговорке учимся чисто говорить.
Педагог сам громко и четко произносит скороговорку. Затем предлагает детям повторять вместе с ним.
Мышка сушек на сушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали,
Зубы стразу же сломали.
— Давайте вместе.
Потом произнести скороговорку тихо, средне, громко.
Замок Волшебницы-речи
Игры на расширение словарного запаса и скорость мышления. (с мячом)
Педагог говорит фразу и бросает мяч ребенку «Что бывает летом?»
Ребенок, возвращая мяч взрослому, называя предметы или явления, которые относятся к понятию лето. Дети называют все слова, которые им удалось вспомнить. В это упражнение можно подключить родителей. Родители тоже говорят слова про лето на радость детям.
Поляна мимики и эмоций
— На этой полянке вспомним, когда мы радовались, грустили, злились, чего- то боялись и чему- то удивлялись. На наших занятиях мы будем тренировать разные эмоции. Полянка, на которую мы попали называется поляна мимики и эмоций. Мимика – это движение мышц на лице, которые выражают наши эмоции. Попробуйте показать своим лицом то, что я вам сейчас буду говорить.
«Съели кислый лимон» (дети морщатся).
«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).
«Встретили знакомую девочку» (улыбаются).
«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).
«Обиделись» (опускают уголки губ).
«Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).
Долина пластики.
Подвижная игра на внимание «Муравьи».
Сначала педагог выясняет, а знают ли дети кто такой муравей. Показать карточку с изображением муравья и рассказать, как они строят свои муравейники. Рассказать, как муравей собирает соломинки, палочки и носит в свой домик.
Соломинка легкая и ее легко нести, а палочка тяжелая и ее тяжело тащить. Педагог все это демонстрирует. Показывает, как муравей бегает.
Для игры нужно обозначить домик муравья обручем и предложить участникам превратиться в муравьёв и строить свой домик. По команде педагога дети показывают не легкую жизнь муравьев. Педагог делает вместе с детьми, и они практически за ним повторяют.
Тут начался дождик, и муравьи прячутся в свой муравейник – все забегают внутрь обруча.
Солнышко и дождик
Педагог предлагает поиграть «в солнышко и дождик». Когда говорит «солнышко» — муравьи строят свой домик, таскают соломинки и бревнышки. Когда говорит «дождик», муравьи прячутся в домик-обруч.
При этом педагог играет «дождик», т.е. ловит детей. Затем предлагает кому-нибудь из детей побыть в роли дождика. Получается веселая игра в ролях.
Горы игр
Игра на расслабление и напряжение «Муравей, Кактус, ива и сосулька».
Педагог дает различные команды. На команду «муравьи», участники хаотично двигаются по залу, изображая муравьев, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь, все время заполнять свободное пространство.
По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты к лицу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены.
По хлопку и команде педагога «муравьи» хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.
Движение возобновляется, команды чередуются. На команду «сосулька» нужно вытянуться руками вверх и быть похожим на сосульку.
Лес сказок
Пластическое упражнение с карточками «Кто прошел по тропинке?». Карточки с изображением различных животных.
— Сегодня в лесу сказок нас ждут звери. Посмотрите на картинку и изобразите животное.
Дети по одному подходят к педагогу. Смотрят карточку с животным. Ребенок должен, не называя животное вслух, «превратиться» в него, изобразить как ходит по тропинке в лесу. Остальные дети угадывают, что это за животное.
Замок музыки и танцев
Подвижная игра по типу «Горячей картошки».
Дети под музыку передают мяч по кругу. При остановке музыки, тот ребенок, у кого оказался мяч выходит в центр и начинает танцевать. Все остальные повторяют за ним. На каждый круг менять музыку. Важно, чтобы каждый ребенок потанцевал в кругу.
Дворец театра
Педагог зачитывает стихотворение Самуила Маршака и предлагает сыграть его как маленький спектакль. Раздаются роли Хозяйки и все остальные дети это котята. Сначала проводится небольшая репетиция.
Дети встают парами и показывают, как они лапками подрались, но оговаривается, что нельзя касаться друг друга. Актеры все делают понарошку. Пусть дети покажут, как котята замерзли. Как они свернулись клубочками рядом с печкой и уснули.
Педагог читает стих, а участники тут же его иллюстрируют. Показывают все о чем говорится в стихе.
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
— Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Бурные аплодисменты и обязательно похвалить детей.
Прощание
— Кто быстрее займет свое место?
Магическая фраза. Дети моментально оказываются на своих местах.
— Закончилось на сегодня наше путешествие по волшебной, театральной стране. Пора возвращаться. А вернет нас назад «волшебный цветок». Аленький цветочек, как у Аленушки из сказки.
Нужно взмахнуть цветком, сказать волшебные слова: «Аленький цветочек, помоги, домой нас вороти» и повернуться на пятке. Дети вместе с педагогом говорят заклинание, взмахивают цветком и вертятся на пятке.
— Вот мы с вами и вернулись.
Педагог проводит небольшой опрос, в какую игру больше всего понравилось играть и что понравилось на уроке, обращаясь по имени к каждому. Дети по очереди делятся впечатлениями.
Это нужно проделывать всякий раз после занятий, чтобы каждый участник ушел с четким осознанием, что получил радость и удовольствие.
Эмпатия
Развиваем эмпатию.
Попросите детей сказать хорошее своему соседу справа. Главное условие – нельзя повторяться. Педагог помогает подбирать разнообразные слова.
— На этом наше занятие закончено.
Детей уводят в другую комнату, где они рисуют на одном ватмане один общий рисунок. А педагог общается с родителями, отвечает на их вопросы.
Если вам понравился урок и был полезен, то напишите об этом в комментариях.